Раскопки показывают, что детские погребения типа «умэгамэ» появляются
во второй половине Среднего Дзёмон и получают широкое распространение с
центром в Тюбу (Эсака, 1983, с. 30).
Причем, в жилищах-землянках такие урны (типа «фукабати» — «глубокая
миска») с отверстием в дне закапывались непосредственно у входа под
порогом или в других местах, где было особенно активное хождение жильцов
(Эсака, 1983, с. 30). Такой обычай имеет аналоги во многих
неолитических культурах различных частей света; в Японии1, по мнению
некоторых исследователей, — это «отражение практики принятой в Северном
Китае, начиная с культуры Яншао2 до династии Хань» (Elisseeff, 1973, с.
140).
Такой тип захоронений интерпретируется как проявление родильной
магии, отражавшей веру в воскрешение\возрождение («сайсэй») ребенка,
когда желали, чтобы мертворожденный или умерший младенец вернулся живым в
материнскую утробу (Эсака, 1983, с. 30). В самой землянке устраивали
алтарь, у которого проводили обряды; по мнению японских исследователей,
такое жилище уподоблялось чреву, а вход в него — детородным органам
«Матери-богини земли»: душа (яп. «кон», кит. «хунь») ребенка выходила из
Богини, попадала в чрево женщины и оплодотворяла его, когда она
наступала на зарытую под порогом урну с останками младенца.
На некоторых урнах типа «умэгамэ» есть изображение, которое отчетливо
иллюстрирует этот процесс. И внутри таких урн, и рядом с ними археологи
находят сэкибо (каменные палицы с фаллическими навершиями) — магические
фетиши, стимулирующие зачатие и размножение. Такая вера в возрождение
проявилась еще более отчетливо с конца Среднего Дзёмон по первую
половину Позднего Дзёмон, когда вход в землянку вытянулся и приобрел
форму коридора (Сува, 1996, с. 46—48).
|