Стиль изображений на лицевых урнах менялся от условно-схематичного к
более реалистическому и индивидуальному. Например, цубо с детской маской
(преф. Канагава), судя по выражению лица, очевидно, специально
изготовлен для вторичного захоронения конкретного ребенка; изображение
хорошо передает младенческие черты (Мори, 1985, с. 8—9). Фактически, это
погребальная скульптура, которая запечатлела не только индивидуальный
облик данного ребенка, но и выражение его младенческой беззащитности.
Таким образом, в период Яёй в Японии все-таки существовала традиция
изображения человека, которая позднее нашла свое развитие в
антропоморфных ханива.
На Северном Кюсю в Раннем Яёй вторичные захоронения проводились в
каменных гробах-ящиках (хако-сики сэккан), которые являлись ритуальным
центром могильника (гунсюбо) и были окружены кувшинными и ямными
погребениями (Эсака, 1983, с. 258). Центральное расположение вторичных
захоронений и тип погребального сооружения указывает на особый статус
усопших; таким образом, обряд могари, проводившийся в период Дзёмон в
отношении всяких мужчин этого сообщества, в Яёй приобретает сословный
характер, который особенно отчетливо проявился в раннее средневековье.
На городище Ёсиногари (Северный Кюсю) между могильной насыпью
(функюбо) с захоронением вождя и могильником с кувшинными захоронениями
рядовых общинников (все захоронения относятся к Среднему Яёй, I в. н.э.)
обнаружены следы здания на сваях (6 столбов диаметром 30 см, размеры
здания — 3,5 м х 4 м). Рядом с этим зданием найдено много ритуальной
керамической посуды красного цвета, что указывает на многократное
проведение погребально-поминальных обрядов.
Могильная насыпь, свайное здание и могильник расположены по оси
север-юг; к зданию от поселения через могильник в направлении насыпи
идет дорожка (ряды кувшинных захоронений по обеим сторонам дорожки).
Японские ученые считают, что свайное здание — это культовая постройка
типа тамая («сидотэкина татэмоно»), т.е. могария (помещение, где
проводится обряд могари) или храм предков (Хагивара, 1996, с. 8, 11).
|