Именно такой «искусственно» созданный вариант истории и стал
постулироваться как «правильный». Один из ведущих специалистов по
истории придворной культуры периода Хэйан Мэдзаки Токуэ посчитал, что
именно «культ красоты» и «служение прекрасному» являлись для
аристократов важнейшими жизненными принципами, руководившими их
действиями и мышлением.
Только в 90-е годы XX столетия отношение к истории Хэйан стало
изменяться. Против взглядов Мэдзаки Токуэ выступил Яманака Ютака,
который в ряде своих работ подверг резкой критике традиционный взгляд на
сущность придворной культуры в период Хэйан.
Подвергнув скрупулезному изучению официальные исторические своды
VIII—XII веков, Яманака Ютака убедительно показал, что официальный
историк не только отбирал исторические события с точки зрения
политической конъюнктуры, но и своим описанием (языком, культурой,
политическими пристрастиями и личностными биографическими
характеристиками) неизбежно искажает их.
Любой хронист изображает происходящее со своей точки зрения. Даже при
всем желании отобразить какое-либо событие объективно, автор текста
оставляет на нем следы своей уникальности, связанные как со своеобразием
личности (ценностей, установок, определяемых принадлежностью социальной
группе), так и конкретной жизненной ситуацией. По этой причине
экстраполировать представления Мурасаки сикибу, Сёй Сёнагон, Ки-но
Цураюки, Фудзивара Митинага и других выдающихся личностей на всю
культуру эпохи Хэйан (794— 1185) в целом некорректно.
|