Существует предположение, что хотя «Руйдзю кокуси» и была составлена
по образцу китайского энциклопедического свода «Ивэнь лэйцзюй», но, по
мысли составителя Сугавара-но Митидзанэ, должна была затмить это
прославленное китайское сочинений, а потому «Руйдзю кокуси» была
составлена из 200 свитков, в то время как «Ивэнь лэйцзюй» состояла
только из 100 свитков.
Следует признать, что «Руйдзю кокуси» лишь отчасти повторяет
тематическую рубрикацию «Ивэнь лэйцзюй». Более того, по авторитетному
мнению исследователя хэйанской литературы на камбуне Кавагути Хисао,
существовавший с IX по XII вв. в придворной письменной культуре жанр
«энциклопедий» (яп. руйдзю) имел существенные отличия от своего
китайского прототипа и включал следующие разделы: «небесные и земные
божества», «государь и его род», «женская половина государева дворца»,
«биографии чиновников», «ежегодные ритуалы», «музыка и развлечения»,
«придворные пиры», «подношения и пожалования», «политическая практика»,
«наказания и законы», «служебная иерархия», «образцы письменной
документации», «система землепользования», «счастливые
предзнаменования», «дурные знамения», «буддизм», «японские обыкновения» и
«иностранные обычаи».
|