В течение периода Дзёмон отмечено значительное развитие погребального
обряда: шло все большее разделение миров живых и мертвых, отдаление
покойников от живых — от совместной жизни с покойным (захоронение
внутри\вблизи жилища) перешли к созданию специальных ритуальных
погребальных комплексов.
(В легенде о «отселении» синтоистских богов из царского дворца,
относимом к правлению государя Судзин, видится аналогия такому процессу
разделения сакральной и профанной сфер.) В период Дзёмон сформировался
культ костей — представления о том, что духовная сущность («душа»)
человека после смерти заключена в наиболее трудноразрушимых костных
останках, освобожденных от мягких тканей, легко подверженных тлению.
Несмотря на известное отставание в историческом развитии от Китая и
даже Кореи, к середине I тысячелетия до н.э. (к концу периода Дзёмон) у
насельников Японских островов уже сложилась достаточно развитая система
верований (культы мертвых и плодородия, магия, фетишизм). Представления о
переходе от жизни к смерти, о посмертном существовании человека, его
возрождении проявились, в частности, в двустадийном погребальном обряде
(с предваряющей стадией). В период Яёй начинает формироваться культ
предков.
|