Начало формирования японской исторической науки связывается с
периодом Мэйдзи (1868—1912). В то время происходит оформление
политической идеологии «нового» режима. Огромное значение для создателей
мэйдзийской государственности приобрел «образ прошлого».
Просветители периода Мэйдзи, используя «достижения» исторической
науки, попытались сконструировать наиболее приемлемый (с точки зрения
общегосударственных интересов) «образ исторической действительности». В
рамках такого подхода к «выправлению» истории родной страны был
разработан и соответствующий потребностям государства вариант истории
периода Хэйан.
Важнейшей особенностью «исторической действительности» эпохи Хэйан,
по мнению идеологов периода Мэйдзи, должен был стать принцип, согласно
которому японский государь в конце VIII— XII веках более царствовал, чем
реально правил. Более того, в это
время наблюдалось политическое доминирование дома Фудзивара,
являвшегося основным поставщиком невест для представителей государева
рода, вследствие чего государь оказался подчинен Фудзивара через систему
родственных отношений.
В то же самое время властные функции японского государя значительно
минимизировались, и к IX столетию он сохранил за собой только функцию по
обеспечению плодородия. Что же касается функции движения, то ее
редукция в период Хэйан была очевидна. Иными словами, государбыл
отстранен домом Фудзивара от возможности контролировать подведомственную
территорию.
|