Приведем еще один показательный пример. Поскольку политика тандема
Сё-току—До-кё, направленная, в частности, на поощрение буддизма и
продвижение худородных ставленников До-кё, вызывала скрытое
противодействие аристократической элиты, то Сё-току требовалось
дополнительное обоснование праведности своего правления, наилучшим
способом для чего было бы какое-нибудь благоприятное знамение.
Непосредственной причиной принятия нового
девиза оказалось повсеместное (в том числе и над синтоистским храмом
правящего рода в Исэ) обнаружение чудесных семицветных и пятицветных
облаков, которые могли наблюдать многие подданные.
Сама Сё-току также самолично видела их.
В связи с этим прежний девиз правления «Тэмпё-дзинго» продержался
всего два года и был изменен в 767 г. на «Дзинго Кэйун» («божественная —
защита — удивительные — облака», где вторая часть сочетания омонимична
девизу 704 г. «чудесное облако»).
Чудесное знамение было приписано совокупной помощи синтоистских божеств, будц и душ прежних правителей.
Таким образом, окончательно утверждается и открыто вербализуется
«состав» официальной придворной идеологии, основными компонентами
которой являются конфуцианство и религиозный даосизм (идея «мандата
Неба», применяемая не по отношению ко всей династии, но по отношению к
отдельным правителям, где «воля Неба» определяется по знамениям), синто
(божества Неба и Земли, души предков), буддизм.
|