Сопроводительный инвентарь погребений периодов Яёй и первой половины
Кофун (ритуальные мечи и копья, бронзовые зеркала, магатама) имел
религиозно-магический характер и, фактически, представлял собой
шаманский инструментарий для умиротворения души покойного, который
применялся как в обрядах могари, так и в обрядах типа тинконсай.
В тенденциях развития форм могари от ингумации к экспонации
усматривается параллель к переходу от закапывания в земле ритуальной
утвари (дотаку, мечи, копья, зеркала) периода Яёй к сокрытию символов
божества (синтай) в изолированном пространстве синтоистского храма.
Погребальный обряд конца периода Яёй получил отражение в китайской
хронике «Вэйчжи», где указывается, что у вожэнь\ вадзин покойника
хоронят через десять с лишним дней после смерти, в течение которых
проводят обряды могари (Кюнер, 1961, с. 246).
Таким образом, мы видим, что существуют несомненные археологические
данные о том, что, по крайней мере, со Среднего Дзёмон по Яёй, как в
Восточной, так и в Западной Японии, в погребальном обряде существовала
стадия предваряющих действий в отношении усопшего в различных формах
(экспонация, ингумация, фумигация\кремация и др.), которая соответствует
стадии могари в придворном царско-аристократическом погребальном обряде
VI—VIII вв.
|