При изучении географических объектов, упоминаемых в художественных
произведениях, имеется несколько уровней исследования. Во-первых, два
временных уровня: соответствующий времени освещаемых в тексте событий и
времени создания текста; кроме того, «реалистическая» привязка событий к
какой-либо определенной местности, устойчивые культурные образы,
связанные с определенными географическими местами (смерть — гора, печаль
— бухта и др.). Вероятно, можно говорить не столько и не только о
границах государства, сколько о «границах культурного пространства»,
которое представляли себе авторы произведений, являвшиеся жителями
государства Ямато второй половины VIII в.
Проблема «культурного пространства» важна для понимания развития
культуры общества и для более адекватного представления того или иного
исторического периода, что невозможно без определения более или менее
реальных границ территории, где происходили события.
Тема данного исследования возникла в связи с устойчивыми
представлениями как в японской, так в западной и отечественной науке о
том, что жизнь японского общества в период Хэйан (IX—XI вв.) происходит в
географически ограниченном пространстве — районе Кинай или, даже более
жестко, в одном городе, с редкими упоминаниями северо-востока (походы) и
юго-запада (Дадзайфу). Таким образом, происходит как бы сворачивание
«культурного пространства» в сравнении с более ранними историческими
периодами.
|