Погребальные обряды с І по V век н.э. исполнялись на могильных
насыпях периода Яёй и курганах: это были обряды типа хицу-ги (букв,
«воспреемство духа», позднее стало пониматься как «наследование солнцу»,
т.е. Аматэрасу); в ходе этих обрядов происходило наследование духа
усопшего вождя его преемником; в V— VII вв. обряды «воскрешения и
возрождения» совершались снаружи и внутри подкурганных гробниц; с VII в.
— при царском дворе (имеются в виду типологически сходные обряды типа
тинконсай по восстановлению и укреплению магических потенций
правителя-жреца, совершаемых в конце каждого годичного цикла, и
сакральный ритуал престолонаследия Дайдзёсай).
Обряд могари имеет непосредственное отношение к функциям погребальной
скульптуры ханива: по новейшей гипотезе японских ученых, композиции из
антропоморфных и других фигуративных ханива на вершинах курганов были
призваны увековечить само действо обряда могари как обряда возрождения
(Вакамацу, 1997, с. 155—159).
В VI—VII в. период и место обряда могари в его классической форме
(придворный царско-аристократический обряд) являлись одним из центров
политической, ритуальной и литературно-художественной активности.
Особенно важную роль он играл в престолонаследии: оглашаемые в ходе
обряда «траурные речи» («синобикото»), обосновывающие право наследника
на престол, содержали сакральные царские родословные, которые стали
прототипом первых летописей; свод «Кодзики», возможно, был создан как
официальный канон для составления таких «речей».
|