С представлениями о горах как проекции неба на землю связаны
верования в схождение небесных богов на горы. Так, бог Ниниги-но микото,
являющийся первопредком императорского рода, спускается с неба на гору
Такатихо. Несколько историй такого рода содержится в «Хитати фудоки».
Благодаря тому, что гора является проекцией неба на землю, именно на ней
становится возможным установление контакта с божествами.
Анализ имеющихся источников показывает, что к моменту создания первых
письменных памятников культ гор имел чрезвычайно сложный и
противоречивый характер. Так, из источников следует, что на одни горы
восходить разрешалось, а на другие — нет.
В японской мифологии присутствует и мотив, согласно которому горы —
не сам загробный мир, а лишь мост, ведущий в него. Например, в «Манъёхю»
имеются такие строки, рассказывающие о смерти Тэмму и его восхождении
на небо:
Но среди долин небесных
Дверь пещеры приоткрыв,
Вознесся наш бог на небо
И не вернулся вновь
[Манъёхю. Т. 1, кн. 2, п. 167, с. 131].
Таким образом, гора, а точнее пещера на священной горе, служит лишь
«коридором», ведущим в иной мир, на небо. С этими представлениями связан
культ пещер, долин и горных расселин, наблюдаемый на многих священных
горах Японии.
|