Магия возрождения выступала и в других формах, например, как магия
воскрешения усопших: останки усопших засыпались красной охрой, очищенные
в результате первичного захоронения кости окрашивались охрой перед
окончательным захоронением (Воробьев, 1958, с. 32; Kidder, 1959, с. 79;
Брейд, Трамп, 1990, с. 208); в качестве погребального инвентаря
использовались каменные и глиняные коммаобразные подвески магатама и их
прототипы — клыки и когти животных, нефритовые изделия и т.д.
Догу, глиняные фигурки, имевшие различное ритуальное предназначение, в
Позднем и Финальном Дзёмон были особенно тесно связаны с погребальным
обрядом. Их находят как в могильниках, так и в специальных миниатюрных
кенотафах (Васильевский, 1982, с. 160; Imamura, 1996, с. 101), где они,
фактически, выполняли роль погребальных манекенов — заместителей
усопших. Причем, некоторые из них уже обладают реалистической трактовкой
лица, близкой к индивидуальному портретному изображению (Васильевский,
1981, с.135). Среди догу, впервые появившихся в начале периода Дзёмон, с
его середины обнаруживаются изображения беременных женщин; в Финальном
Дзёмон внутрь таких полых фигурок вкладывали изображения младенцев
(Ёсида, 1991, с. 18—19). В конце Дзёмон — в преддверии периода Яёй догу
обрели еще одно специфическое предназначение.
Часть из них фактически трансформировалась в фигурные оссуарии
-сосуды, имеющие форму человеческого тела (ёки-гата догу). В
Северо-Восточной Японии (районы Тюбу, Канто, преф. Фукуси-ма) их находят
погребенными с детскими останками внутри. Причем, небольшие размеры
таких догу-оссуариев (высота ок. 25 см) и форма указывают на то, что это
вторичные захоронения, когда в них помещали только предварительно
очищенные костные останки (Васильевский, 1981, с. 133; Деревянко, 1986,
с. 346; Эсака, 1983, с. 321; Imamura, 1996, с. 120). Захоронение детских
останков в «утробе» женских фигурок подразумевает ту же логику смерти и
магического возрождения, что и при захоронениях типа «умэгамэ», и
связывается исследователями с верой в Мать-богиню земли; такой тип
захоронений означает, что в то время представления о смерти и плодородии
были взаимосвязаны3 (Ёсида, 1991, с. 20—21; Исэ дзингу... 1993, с. 136;
Imamura, 1996, с. 97).
|