Традиция изготовления «лицевых урн» — сосудов типа цубо с
человеческими личинами у горловины (дзиммэн-цуки цубо) и их
использования в качестве оссуариев для вторичного захоронения
экскарнированных останков была тесно связана с использованием
догуоссуариев в Финальном Дзёмон (Эсака, 1983, с. 321). Эта традиция не
прервалась и продолжалась с начала Среднего Яёй16 от Канто до Южного
Тохоку (Эсака, 1983, с. 19, 166; Сайто, 1972, с. 65-67; Мори, 1985, с.
8-9).
В Среднем Яёй высота лицевых урн составляла от 25 до 70 см;
встречаются сосуды с двумя личинами, обращенными в противоположные
стороны (Эгами, 1973, илл. 12). По мнению японских ученых, лицевые урны
применялись в обрядах вторичного захоронения, чтобы воссоздать
(«сайгэн») облик покойного и почтить его память («цуйбо») (Сайто, 1972,
с. 66—67), т.е. с функцией катами.
В письменных источниках VIII в. катами («видимый образ», «зримый
облик усопшего») — предмет, человек или место, воспринимавшиеся как
вместилище духа усопшего. В Корее простонародное название поминальной
таблички — «корчага мертвого духа» («квисин танджи»), что связывают с
традицией древних кувшинных захоронений: сначала почитали костные
останки, заложенные в глиняный сосуд, затем в горшки стали помещать
изображения усопшего (Ионова, 1970, с. 162).
|