Представляется, что культура любой страны (и Япония не исключение) —
построение многоярусное. И если высшее ее проявление — искусство, то
«культура быта», несомненно, ее фундамент, на котором стоит все здание.
Человек начинает обучаться искусству поведения в обществе с детства, как
родному языку, и обычно не отдает себе отчета в том, каким огромным
количеством навыков, «слов» этого культурного языка он овладевает.
Это — естественный путь развития, но есть примеры, когда человек
должен вести себя определенным образом, когда каждый его жест
приобретает особое значение, например, при дворе государя, в буддийском
храме или синтоистском святилище. Перед нами ритуальное поведение, и
правилам такого поведения человек учится, как иностранному языку,
нарушать «грамматику» этого поведения не только не дозволительно, но и
опасно.
Интерес к опыту и переживаниям отдельного человека, будь он
представителем придворного общества или деревенской общины, является
стержневым элементом нового видения историков. И в этой связи
приобретают особое значение исторические материалы, которые в
современном источниковедении относят к «источникам личного
происхождения».
|