Исследуя дневники хэйанской аристократии (яп. кокироку) Яманака
Ютака, пришел к выводу о необходимости осторожного отношения к
информации, содержащейся в дневниковой литературе.
Японский специалист посчитал, что одни авторы могли сообщать в
дневниках недостоверную информацию, следуя своим наклонностям, другие,
исходя из предпочтений, а третьи, стараясь достичь блага — по низости
натуры, либо опасаясь зла, — вследствие малодушия и страха. Бывают и
такие, кто сообщал неправду по невежеству, слепо повторяя сведения,
полученные от других людей.
По мнению этого исследователя, понимание поведенческих установок и
жизненных приоритетов представителей хэйанской знати невозможно без
изучения всей совокупности придворной литературы (государственные
хроники, своды законов, дневники аристократов, собрания изящной
словесности, актовый материал и т. д.). Только в этом случае можно
получить целостное представление о жизни придворного общества эпохи
Хэйан.
Период Хэйан часто называется в японистике (и не без должных на то
оснований) временем складывания самобытной «национальной культуры» (яп.
кокуфу буйка), когда произошло гармоничное сочетание китайской
образованности с местными традициями.
|