|
|
Блог |
|
Главная » 2012 » Февраль » 10 » Под ковром и за текстом
17:45 Под ковром и за текстом |
Японцы читают то, что между строк, а точнее, то, что за текстом. Каждому
известно, что за татэмаэ – официальной установкой или тем, что выражено
словами, находится хоннэ – истинные намерения. Иными словами,
невербальная масса эмоций, отражающих истинное положение вещей. Это
остается как бы за кадром, и только умеющий разгадывать докопается до
сути. Японец тихо отодвинется – психологически, если не физически, – от
того, кто не способен понять эту тонкость. Более того, японцы стараются
просто не иметь дела с тем, что для них неприемлемо. Очевидно же, что
если чего-то не замечать, то можно считать, что этого просто не
существует.
О вещах, которые могут оскорбить чувства собеседника или привести к
спору, лучше промолчать, особенно когда они касаются промашек людей из
близкого круга. Поскольку в любой сфере японского общества важнее всего
сохранить лицо, то ущерб престижу считается самым большим оскорблением.
Его следует избежать любой ценой. Таковы порой побудительные мотивы на
первый взгляд совершенно необъяснимых действий: например, когда человек
намеренно берет на себя вину, чтобы прикрыть чью-либо ошибку. Однако
редкий японец признается в этом открыто. Выпустить джинна из бутылки и
поделиться информацией с чужаком – коллективный позор. Все, что можно
убрать под ковер, будет заметено и спрятано, по возможности быстро и
тщательно.
В прежние времена самоубийство считалось весьма благородным способом
сохранения лица. В наше время такую крайность заменили формальные
извинения. Они довольно эффективно сглаживают неловкие ситуации.
Очевидные всем еще минуту назад вещи растворяются без следа, словно
ничего и не было. Высокопоставленное лицо фирмы низко склоняет голову,
прося об отставке, – и лист снова девственно чист. Люди перестают
задавать неудобные вопросы, поскольку дело закрыто. В данном контексте
формальные извинения не являются признанием вины, – скорее это средство
реабилитировать себя и заткнуть рот обвинителям.
В кафкианском мире японского ритуала сущность не тождественна внешней
форме, так что не следует принимать кажущееся за реальность. Порой форма
и содержание взаимно отрицают друг друга. Но это не имеет никакого
значения, если помогает кому-то сохранить лицо.
Как достичь согласия
В процессе принятия решения соответствующая информация поступает в
соответствующие инстанции в соответствующей форме. С кем нужно,
проконсультируются, кого нужно, убедят. Таково искусство нэмаваси.
(Точно такой же термин используют в садоводстве при описании метода
пересадки растений. Сначала подрезают корень, затем ждут, когда
подрезанный кончик пустит мелкие корешки. И только тогда растение
пересаживают. "Нэ" означает "корень". "Маваси" дословно переводится как
"связывание, крепление".)
Чтобы добиться успеха в японском обществе, вы должны постигнуть
искусство нэмаваси и хорошо освоить его. До начала любого совещания
через множество рук проходит такой поток информации, что исход дела
практически предрешен. Со стороны все выглядит элементарно просто,
однако в действительности процесс бывает весьма сложным и трудоемким.
Прежде всего, следует знать, в какие места надо посадить все эти важные
корешки информации. Если вы выберете не то место и не тех людей, то
нанесете непоправимый ущерб всему делу. Более того, посаженные корни
выдернуть уже невозможно. Так что самый тонкий ход на поверку может
оказаться грубейшей ошибкой, если вы подобрали неподходящую почву.
Для нэмаваси большое значение имеет также последовательность действий.
Если вы выбрали нужных и "правильных" людей, но в неверной
последовательности, ваше дело обречено на провал. Если же вы связались с
"неправильными" людьми, однако контактируете с ними в правильной
последовательности, то рискуете вляпаться в такую ситуацию, когда
процесс может принять неконтролируемый характер. Тогда изначальная
проблема, потребовавшая нэмаваси, померкнет в сравнении с новым
кошмаром.
Большая группа
У японцев разграничительная линия между общественным и личным весьма
расплывчата. Если кто-то открыл вам свою душу, вы автоматически
становитесь неразрывной частью его группы. Ваше благосостояние
становится предметом забот этих людей. Они всегда под рукой и готовы
услужить когда нужно и когда не нужно. Они последуют за вами до самой
могилы, дабы проследить, чтобы вас похоронили как положено. Ваш домашний
адрес и родственные узы становятся достоянием общественности. Именно по
этой причине в Японии придают большое значение понятию "енрё"
(уважительное дистанцирование). Вы должны понимать, когда ваше
вмешательство нежелательно.
При отсутствии четких границ между личным и общественным, и вообще между
чем бы то ни было, в Японии практически не остается шанса для
индивидуальности.
Но это вовсе не означает, что в Японии нет разнообразия. Обитатели
Киото, Осаки или, к примеру, Токио сразу же отличат друг друга. Даже в
самом языке есть множество диалектов, на которых говорят в различных
регионах. Тем не менее все жители Японских островов разделяют одну и ту
же психологию: они хотят, чтобы о них заботились, и рассчитывают в этом
друг на друга.
Каждый японец является членом какой-либо социальной группы,
причем сама группа важнее входящих в нее отдельных членов. Внутри группы
люди разделяют примерно одни и те же взгляды и систему ценностей. Как
гласит пословица, "торчащий гвоздь непременно забьют по самую шляпку".
Японцы не в состоянии понять западную уверенность в собственных силах,
свойственную прежде всего американцам. "Мужчина должен сделать то, что
должен делать мужчина", – повторяют герои бесчисленных голливудских
вестернов. В Японии мужчина должен сделать то, что должна делать его
социальная группа.
Недреманное око
Жить в Японии – значит находиться под постоянным прессингом общения и
заботы. Приготовьтесь к тому, что за вами неотступно будет следить
недреманное око. Кто-нибудь, везде, ежеминутно. Это неизбежно.
Если вы забыли выключить передние фары в дневное время суток, встречные
машины будут безостановочно мигать, напоминая вам об этом. Чтобы вы не
растерялись на вокзале в ожидании поезда, вас возьмет под опеку
несмолкающий механический голос. Он объявит, где именно находится сейчас
ваш экспресс, сколько секунд осталось до его прибытия, насколько он
заполнен. Голос не преминет напомнить, чтобы вы отошли от края
платформы, дабы избежать несчастного случая, и посоветует поторопиться,
дабы не пропустить посадку, либо подождать следующего состава. Он также
подскажет, сможете ли вы произвести посадку, не отрываясь от газеты –
только не забудьте, пожалуйста, скрутить ее в узкую трубочку, иначе вы
помешаете другим пассажирам.
Вездесущий голос не оставит вас и в поезде: "Пожалуйста, пройдите в
середину вагона, чтобы не мешать входу и выходу пассажиров... Следующая
остановка... Выходя из вагона, не забывайте свои вещи!". Можно подумать,
что в переполненном японском поезде найдется местечко, где есть шанс их
забыть!
Из-за усиленной опеки со стороны окружающих японцы утрачивают
способность самим заботиться о себе, пока жизнь не вынудит их к этому. В
заграничных ресторанах их неизменно ставит в тупик вопрос, какой
аперитив они предпочитают. Откуда же им это знать, если им не предложили
выбора? Каждая вещь, каждый товар, который вы приобретаете в Японии,
включая туалетную бумагу, снабжен инструкцией, как открывать пакет и что
делать после этого. Домашняя техника всегда продается в комплекте с
толстенными пособиями-руководствами, в которых предусмотрена любая
возможность человеческой ошибки: "Если лампочка не зажглась, проверьте,
не забыли ли вы случайно воткнуть вилку в розетку". Нарисованные
человечки изображают каждый шаг, нажимая на кнопки, открывая крышки и с
улыбкой поздравляя вас по случаю успешного завершения процесса.
На приемах, еще до того как откупорят бутылки с шампанским,
церемониймейстер непременно зачитает инструкцию, как надлежит
развлекаться и как уйти с приема, не забыв свое пальто.
Среди японцев вы никогда не будете предоставлены сами себе.
Помни, чем ты обязан
Японцев трогает хрупкость, слабость. Если вы, совершив ошибку,
извинитесь и попросите помощи, чтобы исправить содеянное, то можете
рассчитывать на прощение. Окружающие выразят свои чувства тем, что будут
помнить до гробовой доски то, как они вас простили и чем вам помогли.
Это тот самый случай, когда облагодетельствованный имеет он перед
благодетелем. Он означает долг – то, чем ты обязан. Если у вас
обязательство перед кем-либо, то не следует забывать об этом, иначе вы
превратитесь в изгоя. Японское общество представляет собой океан
всевозможных обязательств, в котором барахтаются миллионы людей. Каждый
кому-то чем-то обязан и каждому обязан кто-то.
Лучше не возвращать ваш он целиком, до конца, поскольку это может быть
истолковано так, будто вы не хотите продолжать отношения. Но поскольку
он не поддается точному измерению, то даже если вы действительно оказали
бывшему благодетелю большую услугу, но настаиваете, что вернули не весь
он, значит, так оно и есть. К тому же за это время ваш благодетель мог
оказать вам еще одну услугу. Так что фактически никто из вас двоих не в
состоянии вычислить, сколько и кому он должен, а главное – почему.
Однако отношения продолжаются, и жизнь идет вперед.
|
Категория: Японский характер |
Просмотров: 412 |
Добавил: Blackmouse
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
|
|
|
Профиль |
|
|
Гость
Профиль
Имя: Гость
IP: 18.220.35.83
Ты здесь: -й день
Читать ЛС ()
Уважаемый гость, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите под своим логином и паролем.
|
|
|
Японская поэзия |
|
|
____________________
_____________________
______________________
______________________
|
|
|