Представления о горах в древнем анимистическом культе гор
Древнейшие письменные памятники Японии — «Кодзики», «Нихон сёки»,
географические описания фудоки, поэтическая антология «Манъёхю» —
зафиксировали чрезвычайно сложный и противоречивый комплекс религиозных
представлений, связанных с горами.
Так, в «Кодзики» и «Нихон сёки» горы упоминаются в нескольких
сообщениях о творении; они являются важными ритуальными местами; в
генеалогии богов присутствуют особые горные ками; главные ками совершают
важные религиозные действия в горах, зачастую в сопровождении местных
горных ками. Древность и распространенность анимистического культа гор
демонстрируется и археологическими находками.
Эти данные свидетельствуют, что уже в первые века нашей эры горы
рассматривались японцами как сакральное пространство, наделенное особыми
свойствами. Анализ имеющихся источников позволяет выделить несколько
основных мифологических мотивов, объясняющих сакральность горы.
Скорее всего, сакральность горы происходит из ее
противопоставленности селению. Селение — это простое, профанное место,
где живет человек. Гора же для него — качественно иной мир, который
обладает специфическими свойствами. Этих свойств несколько. Во-первых,
гора — это лес.
|